Забота о здоровье нации или недобросовестная конкуренция?
После принятия поправок в действующее законодательство об ограничении продажи пива и другой алкогольной продукции в ПЭТ бутылках объемом более 1,5 литра, инициативная депутатская группа внесла в Государственную Думу проект нового закона. Данный документ, в случае его принятия, должен был обеспечить дальнейшие поэтапные ограничения продажи алкоголя и пива в ПЭТ таре ‒ с 1.01.2019 г. объемом свыше 1 литра, а с 1.01.2020 г. более 0,5 литра. Но этим планам группы депутатов было не суждено осуществиться.
Журналистские расследования, проведенные рядом независимых изданий, вскрыли истинные причины наступления на недорогую и безопасную ПЭТ бутылку. В переделе сложившегося рынка реализации алкогольной продукции, и прежде всего пива, заинтересованы производители тары из алюминия и стекла. Последние – а это не менее 180 российских стеклозаводов, объединились в ассоциацию «Стеклосоюз» и утвердили совместную программу, направленную на увеличение объема сбыта собственной продукции за счет законодательного запрета тары для розлива пива, изготовленной из пластика.
Для практической реализации поставленной задачи производители стекла создали «Антикризисный штаб», в состав которого были избраны наиболее влиятельные руководители предприятий. Их усилиями и были инициированы поступившие для рассмотрения Госдумой законопроекты, преследующие единую цель ‒ ограничить, а в идеале полностью запретить применение ПЭТ тары в промышленности и торговле. Эта деятельность Антикризисного штаба производителей не так давно рассматривалась Федеральной антимонопольной службой, усмотревшей в ней все признаки картельного сговора.
Не менее заинтересованы в переделе рынка производители тары из алюминия. Прежде всего, это объединенная компания «РУСАЛ», которая в настоящее время испытывает проблемы, связанные с реализацией металла за рубежом. Учитывая значение отрасли, в 2018 году лоббистам удалось добиться от правительства рассмотрения вопросов, связанных с её дальнейшим развитием. В частности, одной из составляющих разработанной антикризисной «дорожной карты», должна была стать замена ПЭТ бутылок алюминиевыми банками. К счастью, многие структуры, в том числе Минпродторг, не поддержали эту идею.
Министерства против запрета и дальнейших ограничений использования ПЭТ тары
Против законопроектов, связанных с предполагаемым ограничением продаж алкогольной продукции в ПЭТ таре объемом более 1 литра, а с 2020 г. свыше 0,5 литра, выступили Министерства экономики, Промышленности и торговли, Финансов, а также Федеральная антимонопольная служба. Эти государственные органы направили в правительство письмо, в котором привели веские аргументы о нецелесообразности подобных инициатив.
Руководители министерств учли, что более 80% используемой в промышленности тары из полиэтилентерефталата, выпускается на российских предприятиях. В связи с чем принятие дальнейших ограничительных мер способно повлечь за собой закрытие множества больших и малых предприятий. Как следствие ‒ рост безработицы и снижение доходов бюджета. Кроме того, переход исключительно на алюминиевую и стеклянную тару небольшого объёма неминуемо обернется увеличением цены пива, и возможным смещением интересов покупателей в сторону более крепких алкогольных напитков.
Экспертами Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара были выполнены и опубликованы расчеты, подтверждающие достаточно мрачные прогнозы о резком сокращении рынка пива, которым могут обернуться рассматривавшийся правительством ограничительные меры. Если перейти на тару объемом не более 0,5 литра, вместо 745 млн. дал ежегодно выпускавшегося в последние годы пива, до 2024 года его производство и продажа снизятся до показателей 600-610 млн. декалитров. Это значительные потери для экономики страны.
Вынужденный отказ от крупных форматов и переход на тару объемом 1,5 литра производители более или менее благополучно пережили, так как это позволяли технические возможности имеющегося оборудования. Если бы пришлось разливать пиво в бутылки по 0,5 литра, нужно было менять производственные линии, а это слишком крупные затраты даже для средних и крупных компаний. Часть из них могла закрыться, что имело бы ощутимые последствия для госбюджета и занятости людей. Тем более, в России пивная бутылка объемом 0,5 литра не популярна. Рынок и потребитель этот формат не примут.
Таким образом, интересы лоббистов стеклянной и алюминиевой тары вошли в противоречие с интересами государства. Эксперты рынка считают, что дальнейших ограничений разрешенного для розлива алкогольной продукции объёма ПЭТ тары не будет. Работаем спокойно!